проект о Жизни

 
 
 
 
 
 
 

Депрессия и Буддизм


Раздел "Депрессия и Религия" не самое лучшее место для статьи про буддизм поскольку буддизм - это не религия. Поскольку в буддизме отсутствуют большинство  понятий, возникающих в уме западного человека при произнесении слова "религия" - в буддизме нет догматов, Добра и Зла, Бога и религиозной морали, нерушимых концепций, в которые надо верить. Наоборот, после многих лет практик концепции исчезают из ума буддиста, освобождая место для свободной игры пространства, бесстрашия и радости. На эту тему на проекте есть отдельной статья, которая так и называется - Буддизм

Но если буддизм - это не религия, то что же это такое? Люди, которые изучают буддизм по книгам, нередко называют его философией. Действительно, буддизм можно назвать стройной и ясной философской системой. Будда оставил огромное число поучений (84 000), и для того чтобы ознакомиться со всеми, человеку вряд ли хватит одной жизни. Тем не менее, главное отличие буддизма от многочисленных западных философских систем в том, что он очень практичен, поскольку буддийские поучения - это не абстрактные философские концепции, а конкретные практические методы, которые подходят для различных типов людей.

В отличии от религий веры, которые считают страдание естественной составляющей жизни и обещают вечное счастье в загробной жизни, буддизм не только считает, что страдание - бессмысленно, но и предлагает конкретные методы, которые позволяют практикующему на собственном опыте познать иллюзорную природу страдания, стать счастливым уже в этой жизни и после этого помогать другим людям. Единственный критерий практик - это Счастье. Если человек практикует достаточно долгое время, и его уровень счастья не возрастает, то, скорее всего, он практикует неправильно.

Буддизм - это в первую очередь целесообразность. В нем нет ничего странного и надуманного. Он очень практичен - если какой-то метод не работает, значит этот метод просто не подходит для конкретного человека, и в этом случае он может использовать другой метод из широкого арсенала буддийских практик.

Тем не менее, некоторым может показаться странным и неприемлемым, что в этой статье используется идея реинкарнации - но я делаю это не на основании каких-то абстрактных идей, а только на основании собственного опыта. И, возможно, вы будете удивлены но большинство столпов западной философии и науки считали такой подход более чем естественным.

Вообще, идея перерождения появилась в буддизме в первую очередь потому, что исторический Будда достиг просветления и учил в Индии, где идее перерождения действительно придавали  большое значение. Но поскольку буддизм - это не абстрактные идеи, а конкретные методы, когда он приходил в культуры, где идея перерождения отсутствовала, то она просто не использовалась. Например, когда буддизм попал в Китай, в культурной традиции которого не было идеи реинкарнации, то в китайском буддизме - Дзене, о перерождении не говорится вообще.

Я 13 лет провел в состоянии глубочайшей депрессии. Не все 13 лет, конечно – состояния депрессии и нормы чередовались примерно с периодом 4-5 месяцев. Медицина классифицирует такое состояние, как эндогенную депрессию - т.е. депрессию, которая не зависит от внешних причин. Моя депрессия была именно такой - она не зависела от времени года, погоды и прочих изменений во внешнем мире. Просто приходило время, и моя жизнь рушилась – я терял работу, привычный круг общения, все больше погружаясь в свои внутренние ады. Врачи предполагали, что с возрастом мое состояние только ухудшится и предлагали мне инвалидность. Во время борьбы со своей депрессией я перепробовал практически все, что может предложить традиционная и нетрадиционная медицина, о чем подробно написал в разделе Выход из депрессии. Большинство методов, в лучшем случае, вызывали кратковременное изменение внутреннего состояния, но на саму кривую депрессий влияния не оказывали. Депрессии были настолько тяжелыми, что каждый раз я очень близко подходил к смерти. Я предполагал, что при таком раскладе я рано или поздно покончу с собой – не сумев выбраться из пропасти очередного депрессивного эпизода. Это был только вопрос времени. Выхода не было.

В этом состоянии я принял буддийское прибежище (т.е. формально стал буддистом) и через некоторое время начал практиковать. Честно говоря, практиковать было очень и очень непросто, но  я продолжал. И постепенно что-то стало меняться - практики дали мне те изменения, которые не давал ни один из методов, испробованных мною раньше.

В мире существует огромное число буддийских школ, и у каждой школы есть конкретные методы работы с умом, которые подходят для определенных типов людей, поэтому говорить о "буддизме вообще" бессмысленно. В этой статье речь пойдет о методах Алмазного Пути (Ваджраяны) школы Карма Кагью, поскольку я буду говорить не о каких-то абстрактных вещах, а о Пути, по которому прошел сам. Это будет не абстрактная теория, а более чем конкретная практика. Но начнем мы все же с теории )))

 

I. Теория

 

Причины депрессии

Кто хочет чего-нибудь сделать, находит средство. Кто не хочет ничего делать - находит причинуВосточная пословица

 

В подсознании каждого из нас хранится огромный запас впечатлений, обусловленный предыдущим опытом. Начиная с момента, когда сперматозоид и яйцеклетка соединяются в то, что через девять месяцев станет человеком, все происходящее во внешней среде влияет на нас. Ни одно событие не проходит бесследно и не забывается.

Одни внешние события оставляют в нашем уме положительные впечатления, другие же, наоборот – отрицательные. Хотя разделение впечатлений на "положительные" и "отрицательные" весьма условно. Тем не менее, когда мы испытываем состояние необусловленного счастья – в нашем уме созревают положительные впечатления, когда же возникает беспричинная злость, раздражение, тоска – в уме созревают отрицательные впечатления. Хотя, почему это "беспричинная"? Чаще всего нам только кажется, что те или иные впечатления возникли в уме ни с того ни с чего. Обычно это связано с определенными внешними условиями, которые и запускают внутренние механизмы, характерные для психики конкретного человека. Это как разные ключи, подходящие к разным замкам. Например, плохая погода. У одних людей она вызывает ощутимые изменения настроения, но есть люди, на которых она не влияет совсем.

Ну, если в случае с погодой причинно-следственная связь очевидна,  существуют причинно-следственные цепочки гораздо более длинные и сложные. Да, причина, которая обуславливает то или иное состояние есть всегда, но очень часто она лежит за гранью нашего осознания.

Тем не менее, большинство западных теорий выделяют из цепочки причин и следствий некую самую раннюю причину, и используют ее в качестве фундамента для воздвижения здания очередной теории. Западная наука считает, что цепочка причин и следствий не может продолжаться бесконечно, что в начале обязательно должна быть основная причина - первопричина. Впрочем, того же мнения придерживается и западная религия - именно так звучит один из основных догматов Фомы Аквинского доказательства Бытия Бога. Официальная медицина придерживается биологической теории депрессии и видит причину всех депрессивных заболеваний в нарушении механизмов работы головного мозга. Хорошо, но почему механизмы головного мозга в определенный момент дают сбой – где причина этой причины?

Разные теории депрессии располагают начало временной оси времени в разных точках. Так, психоанализ ищет (и находит) причины депрессии в раннем детстве (в основном до пяти лет).

Трансперсональная психология говорит, что именно процесс рождения, во время которого ребенок последовательно проходит через четыре перетенальные матрицы определяет его будущее, что детально описано в книгах Станислава Гроффа. Но в чем причина того, что один ребенок хорошо развивается в утробе и удачно проходит по родовым путям а другой – нет? Это просто везение-невезение - или все таки ничего не происходит случайно? То есть где причина этой причины

 Генетики утверждают, что именно плохие гены обуславливают депрессию, считая это первопричиной. То есть получается, что одному человеку повезло с генами, а другому - нет?

В отличие от Запада, Восток не пытается играть в причинно-следственные игры - понимая, что у цепочки причинно-следственной связи нет и не может быть начала. Это касается всего - как Вселенной, которая была, есть и будет всегда, так и каждого из нас. Наша реальность в этой жизни - не более чем следствие тысяч причин, которые, в свою очередь являются, лишь следствием причин еще более ранних. Получается такая очень длинная причинно-следственная цепочка, у которой нет ни начала, ни конца. Абсолютно все этой жизни - страна и город, где мы рождаемся, люди, с которыми мы встречаемся в течение всей жизни - является следствием бесчисленного множества предыдущих жизней. И то, что мы переживаем сейчас, определяет запас впечатлений, который был накоплен в нашем уме ранее. Иными словами - ничего не происходит случайно, у всего есть причина.

Когда я только начинал практиковать буддийские методы, я наивно думал, что буддизм сможет указать конкретные причины моей депрессии, и однажды я узнаю, что «в предыдущей жизни я сделал то-то, и поэтому сейчас…пам... пам... пам...». Именно выяснением этих причин занимаются многочисленные видящие, экстрасенсы и прочие толкователи кармы. Но, в большинстве случаев, такое знание бессмысленно, поскольку всякая найденная причина, в свою очередь является следствием какой-то более ранней причины. Например, вы можете найти экстрасенса, который за 100$ увидит причины ваших сегодняшних страданий в предыдущей жизни. И, не удовлетворившись, этим можно найти более прозорливого экстрасенса, который, допустим за 300$ сможет таки разглядеть, что найденные причины в предыдущей жизни – всего лишь следствия более ранних причин в пред-предыдущей жизни и т.д. Но поскольку у каждого из нас было бесчисленное количество воплощений, то такое знание вряд ли что-то даст. Скорее всего, наоборот, для большинства людей такое знание будет вредно, нежели полезно, поскольку оно сделает их беспокойные умы еще более беспокойными. Достаточно просто понимать – то, что происходит с нами сейчас, является следствием наших поступков, которые мы совершили раньше. Как говорил Будда: "Если вы хотите знать, что вы делали в прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, ведь оно является следствием ваших прошлых поступков. А если вы хотите знать свое будущее, посмотрите на то, что вы делаете сейчас, поскольку каждым своим действием, словом и мыслью вы создаете свое будущее".

Существует красивая аллегория - последствия наших мыслей подобны следам на воде которые практически сразу же исчезают, последствия наших слов подобны  следам на песке, которые сохраняются дольше, и, наконец, наши действия подобны следам в камне - в этом случае они сохраняются на протяжении многих лет или даже веков.

Ну, тогда все достаточно просто: если во время депрессии в уме созрели отрицательные впечатления, значит самое  время наполнить ум положительными впечатлениями. Но мы не сможем этого сделать, поскольку наш ум всегда наполнен, как в Притче о профессоре Дзен и полной чаше. Соответственно, ум человека в депрессии полностью заполнен отрицательными впечатлениями, которые и определяют его взгляд на окружающую действительность.

В буддизме существуют конкретные методы, которые помогают практикующему очистить ум от отрицательных впечатлений, в результате чего в уме появляется пространство, которое, с помощью других методов, можно наполнить положительными впечатлениями. В итоге, именно положительные впечатления будут определять наше дальнейшее состояние, и мы попрощаемся со своей депрессией. Но если все так просто, почему все люди не практикуют? Потому что практиковать очень не просто, для многих гораздо проще принимать антидепрессанты (нередко дающие некоторое облегчение состояния уже через две недели), чем практиковать на протяжении многих лет, прежде чем появятся стабильные результаты практики.

Суицид

В христианской традиции есть очень хорошие слова: «Господь никогда не посылает человеку испытаний больше, чем он может выдержать». Но если эти слова положить на одну чашу весов, а на другую - 1 000 000 жизней людей, которые ежегодно (и это только по официальной статистике) кончают жизнь самоубийства, а поскольку в официальную статистику попадают только явные случаи, то реальная цифра самоубийств предположительно в 4 раза больше - т.е. каждый год на земле кончают жизнь самоубийством 4 000 000 человек !!!), то вторая чаша весов окажется гораздо тяжелее. Получается, что этим людям выпадают испытания, которые они по каким-то причинам не могут выдержать.

С точки зрения буддизма, если человек не практикует, то освобождение его подсознания от отрицательных впечатлений происходит автоматически, и депрессии – это один из таких способов освобождения подсознательных впечатлений. Обычно впечатления созревают порционно - в течение жизни,  под действием определенных внешних условий, ведь если бы это случилось сразу, человек просто не смог бы этого выдержать. Но в некоторых случаях все происходит именно так – отрицательные впечатления, которые проявляются в уме человека, настолько сильны и интенсивны, что он не может с ними справиться. Его жизнь в прямом и переносном смысле превращается в ад, и он предпочитает покончить с собой. Для него такое решение – единственное. Хотя со стороны кажется, что причины, которые привели конкретного человека к самоубийству (будь то потеря социального статуса или близкого человека, несчастная любовь или разорение) недостаточны для того, чтобы покончить с собой. Но представьте, что вы узнали, что у кого-то умер близкий человек, или кого-то бросила любимая. Скорее всего, вы посочувствуете и подумаете: "К чему так убиваться. Это естественно - все люди когда-то умирают, и самая сильная любовь рано или поздно проходит. В мире нет ничего постоянного". И будете совершенно правы. Но в том случае,  если Ваш близкий человек умирает или уходит от вас, то вы вряд ли сможете так легко и отстраненно рассуждать об этой ситуации, и сама ситуация будет выглядеть совсем по-другому. И в этом случае в вашем уме будет гораздо меньше пространства для того, чтобы увидеть свою ситуацию со стороны.

С точки зрения буддизма, самоубийство бессмысленно, поскольку ситуация, в которую попадает человек возникает не случайно - часто, вариации проблемной ситуации повторяются из жизни в жизнь до тех пор, пока человек не найдет правильный выход. Как в фильме "день Сурка", помните? Только в отличие от главного героя, просыпаясь каждый раз в новом теле, мы не помним того, что было раньше, и проживаем по сути одну и ту же жизнь в разных телах, временах и культура. Тем более, что тенденции в уме, связанные с убеганием из проблемной ситуации закрепляются в уме, и из жизни в жизнь человеку все сложнее избрать путь решения, а не убегания от проблем. На проекте есть Истария для Лены, где очень хорошо показан этот механизм.

Характерно, что в странах с традиционной буддисткой культурой уровень самоубийств крайне низок (и если вы сейчас вспомнили про харакири, то вспомните также, что данная традиция относится только к кодексу японских самураев, но никак не к буддизму). Так вот... Западный человек кончает жизнь самоубийством, поскольку не понимает природу непостоянства и иллюзорности всех явлений. Потеря или изменение социального статуса, несчастная любовь, депрессия – вот наиболее распространенные причины самоубийств на Западе. Человек с буддистским складом ума понимает, что любое страдание  не может продолжаться вечно - ведь в этом мире есть только одно постоянство - изменения. И если вдруг в какой-то  ситуации человек не видит другого выхода кроме смерти, он успокаивает свой ум (или хотя бы пытается это сделать), садится в позу медитации и пытается увидеть проблему со стороны, что постепенно приводит к изменению вИдения самой ситуации, и позднее - и изменению самой ситуации.

 

Непостоянство и принятия прибежища

 

Для человека очень важны вещи, на которые можно опереться - например, семья, работа, друзья, отношения, социальный статус и т.д. Но на что бы мы не опирались, мы должны понимать, что в этом мире нет ни одной вещи, которая бы оставалась постоянной с течением времени. Даже солнце когда-то родилось, а значит - однажды погаснет. Хотя симптомы депрессии были описаны несколько тысяч лет назад,  но масштабов эпидемии она достигла только во второй половине 20 веке. Что же произошло в это время? Скорее всего, дело в исчезновении  и обесценивании традиционных ценностей, на которых человечество опиралось в течение многих веков. За очень короткое время стройная система, которую предлагали человеку религии и правительства, оказалась разрушена. Аналогичные процессы произошли и в многих областях - так в науке, вместо логичной физики Ньютона появилась более чем нелогичная квантовая физика с ее принципом неопределенности, четкие аксиомы евклидовой геометрии оказались всего лишь частным случаем геометрии Лобачевского. Все изменилось в этом мире. Так есть ли что-то, на что можно опереться в этом вечно меняющемся мире?  Буддизм считает, что есть.

Одним из основных аспектов в буддизме является принятие прибежища. Что это такое? Вообще, в течение жизни мы постоянно принимаем прибежище в различных вещах - в том, что на данный момент является смыслом и основой нашей жизни. Для мужчин это чаще всего работа. Недаром после выхода на пенсию суицидальная кривая у мужчин резко взмываем вверх - увы, некоторые не в силах заполнить образовавшуюся пустоту. Для женщин - это чаще всего семья и дети. И если трагедия уносит жизни близких, многие не видит причины жить дальше. Кто-то принимает прибежище в деньгах. И считает их настолько важным, что кончает с собой в период финансовых кризисов.

Кто-то не парится, а принимает прибежище в женщинах и вине. И, что греха таить, я сам один из таких людей ))) Вы наверное знаете сегодняшнего XIV Далай-Ламу,  но в линии преемственности был один Далай-Лама, который настолько сильно отличался от других, что некоторые считают, что он не был настоящим Далай-Ламой. Это был VI Далай-Лама. Он не только отказался принять монашество, но и пил вино и (о, ужас) проводил время с женщинами. Кроме того, он был замечательным поэтом, который оставил нам следующие строки: "Если бы женщины всегда были юны, а вино бы никогда не кончалось, это стало бы моим единственным и абсолютным прибежищем". Но, увы, красота не вечна, а вино рано или поздно заканчивается, поэтому это слишком ненадежный объект прибежища.

А как же Бог? - спросят адепты религии Веры. Действительно, религии Веры идут гораздо дальше, принимают прибежище в Боге, считая его чем-то неизменным и вечным. Тем не менее, даже краткий экскурс в историю показывает, что Боги, как и люди, также рождаются, меняются и умирают. Только в отличие от людей, они живут не десятки, а сотни или тысячи лет. Все меняется. Раньше на Западе люди поклонялись Зевсу и другим греческим богам, потом наступила эра Юпитера и римских богов, затем на небесный престол поднялся Христос, ведя за собой сонмы святых. Пройдут сотни и тысячи лет, и на место старых Богов придут другие Боги, с другими именами. А старые имена канут в Лету. Так было. Так есть. Так будет. 

Буддизм считает, что все, что является непостоянным, априори не может быть объектом прибежища, поскольку это всего лишь проекции нашего ума, которые постоянно меняются, переходя из одного в другое. А прибежище можно пронимать только в чем-то абсолютном и постоянном. Это как в кино. Есть изначальный свет проектора, который проходя через пленку, создает на экране нашего ума привлекательные картинки, которые мы принимаем за реальность. Меняются пленки - и однажды черно белое кино становится цветным, и затем, благодаря 3D, приобретает кажущейся объем. И это впечатляет нас. И мы плачем. И мы смеемся. Прямо как в реальной жизни. Но тем не менее, мы понимаем, что это всего лишь картинки на экране. С каждым днем они становятся все красочнее и привлекательнее, но источник света внутри остается неизменным.

Так в чем же принимают прибежище буддисты? На абсолютном уровне, они принимают прибежище в Уме - и понятие "ум" не в смысле западного понятия "разум", "интеллект" и т.д. Ум подобен пространству. Он включает в себя абсолютно все, что есть в этом мире, в котором все вещи и явления возникают, меняются и переходят в нечто другое. На самом деле вокруг нас нет ничего кроме Ума, все есть Ум. Даже Боги - рождаются, живут и умирают в умах людей. Понимаю, что для многих эти слова могут звучать довольно абстрактно и вряд ли вносят ясность. Но все дело в том, что из Ума, узнать что такой Ум, невозможно - это не концептуальное знание. Тем не менее, каждый из нас может пережить это состояние, узнав природу своего Ума непосредственно. Как раз это и дает буддийская практика. Словами описать это невозможно - это можно только пережить.

Глубокое знание и понимание непостоянства всех вещей и явлений позволяет буддисту гораздо проще относиться к постоянно меняющейся действительности. При этом он вовсе не становится "овощем", которому наплевать на все и всех. Наоборот - он становится более живым и сострадательным. Просто теперь он относится ко всему гораздо проще. Для буддиста не важно, что вызывает страдание – внешняя причина или внутренняя. Разделение мир на внешнее и внутреннее происходит в уме, и в этом смысле все что ни происходит – происходит в Уме. Он понимает, что если в его жизни возникли трудные ситуации или сложные люди - это произошло не случайно. У возникших ситуаций есть причины. И какими бы тяжелыми они не были – это следствие его предыдущих поступков. Только его. Нет никакой внешней силы, которая влияет на это, которая наказывает и награждает. Все только в эго руках. И только в его силах все изменить.

Закон кармы (причина и следствие)

Одна из четырех мыслей, с которой начинается каждая буддистская медитация Алмазного Пути, звучит так: «Мы понимаем причинно-следственную связь: наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним днём, и сейчас мы тоже засеваем семена, которые прорастут завтра». Это мысль говорит о законе кармы. Часто слово "карма" переводят как "судьба", но это не корректный перевод. "Карма" в дословном переводе - это "действие". То есть ваша сегодняшняя ситуация (ваша карма) - это следствие ваших предыдущих действий.  А закон кармы - это всего лишь закон причины и следствия.

И тут вы можете подумать - если мое настоящее обусловлено моим прошлым - значит я лишен свободной воли.  Зачем что-то делать, когда можно лечь на диван и ничего не делать. Но это - один из множества способов ухода от ответственности. Если вы понимаете, что вы сами создали причины ситуации, в которой вы оказались, то вы можете сами целиком и полностью взять ответственность за эту ситуацию и в конечном итоге - изменить ее.

Вина или ответственность - ваш выбор

И если человек однажды понимает, что дело вовсе не в окружающем мире, а в нем самом, то здесь может сработать логика вины - и если раньше он перекладывал ответственность за свою ситуацию на внешний мир: на близких, начальника, правительство, судьбу, то сейчас, поняв, что причина все-таки в нем, он начинает страдать еще больше. И если раньше он винил во всем окружающий мир, то с пониманием истинной причины, чувство вины никуда не исчезнет, и он будет винить во всем самого себя, думая о какой-то «расплате» за содеяное ранее, за какие-то грехи прошлого и т.п. Если я в этой жизни так сильно страдаю, что же я такого ужасного сделал в предыдущих воплощениях, в чем же я виноват? Ответ прост - ни в чем. В буддизме нет понятия "добра" и "зла", так же как и понятия "греха". Все это - только вопрос оценки. Вы можете думать или испытывать эмоции по этому поводу, так же как человек, у которого все в жизни хорошо, может думать: «каким же хорошим я был в прошлых жизнях, раз в этой мне так везет». Но и то и другое – только оценка. Все очень просто: были конкретные причины (чаще всего лежащие за горизонтом восприятия), и сейчас созревают результаты этих причин. И если вы будете сожалеть или пытаться угадать эти причины – это просто будет новый способ ухода от ответственности. Вы прямо сейчас определяете свое будущее - каждым своим поступком, каждым своим словом, каждой своей мыслью. В русском языке есть пословица, прекрасно описывающая закон Кармы: "что посеешь, то и пожнешь". Если вы когда-то бросили в землю семена кактусов, то из них вырастут кактусы, а если это были семена цветов - то рано или поздно из эти семян взойдут прекрасные цветы. Вот и все.

Просто поймите, что вина и ответственность - это вещи совершенно противоположные. Считать себя виноватым или перекладывать вину на кого-то  другого - это самый лучший способ уйти от ответственности. И если вместо того, чтобы начать менять свою жизнь, вы просто навешиваете ярлыки "виновен" - это тупиковый путь. Но если вы возьмете на себя смелость и, работая над собой, полностью разберетесь с чувством вины - в этом и только в этом случае вы сможете полностью взять ответственность за свою жизнь и изменить ее. Вы знаете другие варианты?

Думать о других

Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку. Конфуций

Основная мотивация в буддизме: "Ради блага всех живых существ". Т.е. практикующий начинает думать в первую очередь не о себе, а о других. При этом вектор внимания переносится из внутреннего пространства во внешнее. Кажется, что депрессия полностью исключает такую возможность. Действительно, как можно думать о чем-нибудь другом, когда внутри постоянно пульсирует боль. Если вы не знакомы с тяжелыми депрессиями – тогда просто вспомните состояние, когда у вас сильно болит зуб. Острая зубная боль заполняет все пространство вашего ума, и в это время вы вряд ли сможете думать о чем-то еще. А теперь представьте, что при депрессиях, такое состояние может продолжаться несколько месяцев или даже лет.

Тем не менее, в моменты просветов, когда вам немного становится лучше, то пространство, которое появилось можно чем-то заполнить. И это уже ваш выбор - вы можете просто наслаждаться жизнью, а можете попробовать помогать другим. Кто-то может сказать: "но ведь когда ты переносишь вектор внимания на других - ты убегаешь от собственных проблем". Отчасти это верно. Но посмотрите, когда нам плохо, то ум обычно заполнен депрессивными мыслями, и мы ведем постоянный негативный внутренний диалог, который не решает проблемы, а наоборот, усугубляет их. В течении дня, в зависимости от направления вектора вины мы думаем: "Какой же я плохой, ничтожный, гадкий", или же "какой жестокий мир", "какие  злые люди" и т.д. Конечно же, такие мысли еще больше загоняют в депрессию. С точки зрения нейрофизиологии - это только укрепляет нейронные связи негативного мышления. И это тоже определенная работа, на которую тратится довольно много энергии. Но вы можете попробовать потратить эту энергию не на разрушение, а на созидание. Например, отвлечься от негативных мыслей и попробовать помогать другим людям. Вариантов помощи другим очень много - например, можно просто взять большой мусорный пакет и собрать мусор во дворе, и лучше не в том, где вы живете, чтобы у эго не было возможности получать комплименты от соседей. Когда у меня были депрессии, я часто начинал свое утро с пробежки, предварительно положив в карман два 200л мешка для мусора и тонкие перчатки. Прибегая в различные, не слишком чистые места своего города, я собирал мусор, а потом бежал обратно. При регулярных пробежках, за месяц мне удавалось собрать 60х200л-литровых мешков мусора. А это уже не так же мало.

 

Да, насчет мусора. Окружающий мир - это огромное зеркало нашего ума (и это не красивая аллегория - это действительно так), и та грязь и мусор, которые вы видите на улицах вашего города - это отражение состояние ума его жителей и, конечно же, вашего ума.  Почему одни люди живут в грязных городах, где очень редко убирают мусор, другие живут в столицах (где, обычно гораздо чище), а некоторые счастливчики живут в идеально чистых городах, таких как  Вена, Дрезден, Стокгольм или Сингапур. Тем не менее, если на улицах вашего города не так чисто, как бы вам хотелось, вы можете один все изменить. Любой из нас может потратить свой выходной и привести в порядок свой двор. Для меня это в свое время стало очень хорошей практикой. Безвозмездная уборка мусора. Конечно, мое эго вело внутренний диалог: "Как же ты, человек с двумя высшими образованиями занимаешься уборкой мусора. Почему ты делаешь работу, которую должны делать городские власти? Это очень грязная работа, наконец." Но я просто убирал мусор и не обращал внимание на свое Эго, и, приезжая на новое место (а я жил во многих городах), я вновь очищал пространство вокруг себя, на самом деле тратя на это не очень много времени. А если взять физический аспект - это не самая тяжелая работа, это ведь вам не уголь из забоя добывать ))) И когда я убирал мусор, я замечал, что люди обращают на это внимание. И в их умах что-то начинает меняться. И через некоторое время у меня появились последователи.  И однажды я понял, насколько это глубокая и очищающая практика - ведь убирая мусор на улице, я на самом деле убирал мусор из своего ума. Просто делайте добро - и бросайте его в воду. И идите дальше. А если вы будете думать, что убирать мусор должны городские власти и и т.п, то это ничего не изменит. Меняет мир не мысли, а конкретные действия. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

Конечно же, помогать другим, тем более в депрессии, очень не просто, ведь для этого нужна энергия. Но для начала просто допустите такую возможность - скажите себе: "это возможно", ведь изменения происходят не сразу. Как говорит мой лама Оле Нидал: "Перенося фокус внимания с себя на окружающих, мы все больше понимаем, что у того, кто думает только о себе, есть проблемы, а у того, кто думает о других, есть интересные задачи, которые можно решить". Мне посчастливилось проверить это утверждение на практике, и в моем случае проект о Жизни стал одним из способов думать о других. Когда появилась идея проекта, я ничего не знал о веб-дизайне, параллельно продолжались депрессии, которые убивали любую возможность работать.  Я падал, и снова вставал. Когда были силы - продолжал практиковать. Хотя бы немного. И однажды идея ресурса о депрессиях воплотилась в проект с ежемесячной посещаемостью несколько сотен тысяч человек. И, когда это произошло, на сцену вышло мое красивое Эго )))

Вообще, эго – постоянный спутник любых поступков, которое из всего извлекает выгоду. Например, я знаю несколько сотен историй конкретных людей, которые после соприкосновения с проектом не стали кончать жизнь самоубийством. Раньше знание этого очень тешило мое эго, которое упивалось «о, я помогаю людям, о, я спасаю жизни, о, я делаю добро, о… я - головка от часов "Заря" )))». Да какое добро? В моем распоряжении есть только слова, которые могут вдохновить человека, но проблемы, которые привели человека к краю пропасти, от этого никуда не исчезают и он сможет решить их только сам. Пройдет время, и возможно он снова окажется в той же точке, и уже тогда действительно покончит с собой. Можно посмотреть со стороны Оскара Уальда, который говорил «никогда не давайте людям надежду, это слишком жестоко». Так что вопрос, что такое добро и зло – это всего лишь вопрос оценки. Все относительно. Просто делайте то, что вы можете делать. А оценки этого оставьте другим.

Страдание с точки зрения буддизма

Буддизм выделяет три вида страдания, а именно страдание страдания, страдание перемен и страдание обусловленности

Состояние, в котором человек приходит к психотерапевту и обреченно говорит: «Док, у меня депрессия, помогите мне, пожалуйста» в буддизме называется страданием страдания - это состояние, когда мы точно знаем, что мы страдаем и порой это страдание становится невыносимым. Тем не менее, когда человек встает со стула и говорит: «Спасибо док ! Благодаря вашей многолетней работе я действительно избавился от страдания и стал счастлив. Прощайте», - психотерапия заканчивается. Тем не менее, буддизм говорит в этом случае о другом виде страдания, менее грубом - страдании перемен. Человеку свойственно  привязываться к некоторым состоянием своего ума. У него обычно возникает привязанность к приятным состояниям, в первую очередь, к состоянию счастья. Неприятных же состояний, страдания человек избегает, исключая, наверное, мазохистов. Но дело в том, что эти попытки удержать и отождествиться с приятными впечатлениями и избежать, подавить неприятные приводит к тому, что мы постоянно выскальзываем из потока жизни. "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" - замечательный лозунг, но он не применим в жизни. Наш двойственный ум постоянно раскладывает жизнь на черно-белые составляющие, и если бы мы могли исключить эту двойственность и увидеть мир на чистом уровне (а именно к этому состоянию приводит буддийская практика), то смогли бы воспринимать жизнь не через призму оценок и концепций, а такой, какая она есть, постоянно находясь в ее прекрасном струящемся потоке "здесь и сейчас".

Кроме двух очевидных типов страдания, буддизм выделяет еще один тип страдания, самый тонкий, и по этой причине понятный и заметный немногим – это страдание обусловленности, который подразумевает, что любое обусловленное состояние является страданием. И только достигнув состояния таковости, которое не зависит от причин и условий (он же - состояние просветления, состояние Будды) мы сможем полностью освободится от страдания. И то, что самое яркое переживание, состояние самого полного и безграничного счастья является лишь бледной тенью состояния, которое может пережить каждый из нас в результате буддистской практики.

Как говорит мой Лама: "буддизм начинается там, где заканчивается психология", поэтому в нашей истории после прощания с психотерапевтом, наш герой приходит домой и продолжает работать с умом, но уже самостоятельно, садясь в позу медитации. Ведь что можно сказать психотерапевту:

- У меня сейчас все хорошо, но я понимаю, что это состояние не постоянно, и хотел бы поработать с этим.

- Эээээээ. Позвольте... но с чем же мы будем работать???

Действительно, с чем будет работать психотерапевт, с какой проблемой? Но буддист поступает именно так: он понимает непостоянство всего, и его сегодняшнее состояние не определяет его практику. Хотя в моем случае все происходило именно так. Я начал медитировать, чтобы избавиться от депрессии, и мое заболевание, которое психиатрия определяет как эндогенную депрессию в рамках МДП (маниакально депрессивного психоза), характеризовалась двумя состояниями – состоянием депрессии и гипомании. Т.е. когда наступала депрессия, я не мог делать практики, поскольку для практики нужна ясная голова, энергия, физические и моральные силы. Когда же наступала фаза гипомании, я не делал практики,  поскольку жизнь наполняли тысячи интересных вещей, не оставляя места для практики. Когда мне было хорошо, я думал, что займусь практиками, когда мне станет немного хуже. И мне становилось немного похуже, а потом еще немного, а потом наступал полный пипец, и все повторялось. Но однажды, я просто начал практиковать в тот период, когда мне было хорошо, и постепенно создал привычку, и сейчас мои практики не определяются состоянием. Конечно, в состоянии душевного комфорта практиковать гораздо комфортней, но это справедливо по отношению к любой деятельности.

Буддизм или психотерапия

В буддистском и психотерапевтическом подходе есть много общего, что отмечал еще Карл Юнг: "Я не сомневаюсь, что опыт просветления также существует и на Западе... Единственное учение в нашей культуре, которое частично понимает или, по крайней мере, должно понимать эти усилия - это психотерапия". Основная мотивация в буддизме: "Ради блага всех живых существ", но мало кто начинает практиковать с этой мотивацией. Часто буддийскими практиками начинают заниматься для того, чтобы решить собственные проблемы. Впрочем, и в психологию люди часто приходят для того, чтобы решить собственные проблемы. Нередко люди начинают практиковать, когда их жизнь становится невыносимой - довольно показательным являются примеры голливудских звезд. Известный всем суровый буддист Стивен Сигал, официально признанный перевоплощением одного из тибетских Лам, считает, что его коллеги обращаются в буддизм, стремясь преодолеть внутреннюю пустоту и разочарование, которые часто являются спутниками успеха и славы. Так, Патрик Суэйзи с помощью буддизма избавился от тяги к алкоголю, Оливер Стоун пытался решить проблемы с наркотиками. Тина Тернер и Голди Хоун решали семейные проблемы. Ума Турман, дочь одного из самых известных в мире буддологов, просидев год без новых ролей, начала медитировать от отчаяния. Самый знаменитый буддист Голливуда, Ричард Гир, благодаря буддизму, преодолел тяжелый духовный кризис, после чего снялся в «Красотке».

Иногда некоторые буддийские методы могут быть частью психотерапевтических процессов, например в одном из направлений психотерапии Будды пяти семейств связываются с определенной подавляемой эмоцией. На интенсивных тренингах также могут использоваться некоторые тантрические практики, что конечно же может привести к определенному эффекту, но чаще всего - весьма непродолжительному, поскольку любые практики выполняются практикующими на протяжении многих лет, и кроме очевидного внешнего уровня, имеют еще скрытые уровни - так называемые внутренний и тайный. Вообще, с позиции того, что сейчас наблюдается некая мода на буддизм, можно задаться вопросом его практической пользы. Можно заниматься много лет буддийскими практиками, а можно регулярно посещать психоаналитика - как никак для достижения стабильных результатов психоанализ нужно проходить несколько раз в неделю на протяжении нескольких лет.

Если сравнить буддийские практики и психоанализ с точки зрения  финансовых затрат, то практики обойдутся вам гораздо дешевле. Для появления стабильных результатов, в обоих случаях нужно потратить довольно много времени – как минимум несколько лет, занимаясь несколько раз в неделю. Так, хороший аналитик берет за сеанс от 100$, соответственно, при частоте сеансов 2 раза в неделю мы получаем 10 000 $ в год (ого-го). Если мы выбираем буддистские практики, нам понадобятся четки за 5$ и подушка для медитации за 20$ которых обычно хватает на всю жизнь.

Думаю, что основное различие в процессе исцеления в том, что при психотерапии чаще всего происходит инсайтовое развитие, когда некая часть подсознательного в результате некоторого процесса (сеанса ребефинга, аналитической сессии, сеанса гештальтерапии) переносится в сознание, то есть осознается. Сознание принимает и интегрирует в свою структуру этот новый для него материал, в результате чего возникает некое озарение (инсайт). То есть в этом случае динамику нашего развития можно проследить как ряд неких инсайтов.

В буддизме же, чаще всего развитие происходит плавно, постепенно. Если говорить о своих ощущениях, то у меня постепенно внутри появился некий центр, такой центр циклона, в котором всегда царит покой.  Просто, до того, как я начал практиковать, я не знал об этом месте покоя. И, вместо того, что всегда видеть истинную, лучезарную суть бескрайнего неба, я обращал внимание на облака, которые просто приходят и уходят, но не меняют сути неба. Практика стабилизирует, причем эта не та стабильность, которая присуща обывателю – он стабилен, поскольку у него есть хорошая работа, дом, в котором его ждут жена и дети, а по выходным – пиво с друзьями. Я, конечно, утрирую, но в целом это так. Обычно человек опирается на тысячи вещей, которые наполняют его жизнь и делают ее стабильной. Уберите эти вещи - и что останется в его жизни? Но в моем случае мне не нужно всего этого. Состояние стабильности, радости, счастья ничем не обусловлено. С позиции обывателя, за этим состоянием счастья ничего не стоит. Да, конечно. Но тогда чему радоваться? Это как-то странно. Действительно странно, но я говорю, о том, что есть. Когда практикуешь, в идеале, делая практики ежедневно, постепенно появляется больше энергии, сил, ясности, радости. Становишься счастливее. Это похоже на постепенное возвращение домой.

Тем не менее, между буддизмом и психотерапией есть одно принципиальное отличие – это отношение к эго, и нужно сказать, что оно полностью противоположно. Психотерапия работает с тем, что можно назвать «я», «эго», «личность», а отсутствие в человеке этой части считает патологией, что уже скорее - компетенция психиатрии. Задача практикующего буддиста полностью противоположна – в результате практик он однажды теряет свое эго. Но это вовсе не означает, что он сразу же бежит к психиатру и говорит: «Доктор, помогите, кажется я потерял свое я».

Чтобы показать, что этот парадокс только кажущийся давайте я расскажу Вам притчу.

Серебро

При рождении мы получаем в подарок огромный сервиз фамильного серебра, который с возрастом становится все больше - что-то дарят близкие, что-то мы покупаем сами. Обычно, новые предметы мы подбираем в соответствии с первоначальным стилем. Хотя некоторым людям этот стиль очень не нравится, и они пытаются его изменить, особенно  в молодости. Другие забывают, что сервиз достался им по наследству, и говорят, что они собрали его сами.

У серебра есть один крупный недостаток - со временем оно темнеет, и его приходится тщательно натирать. А как же без этого? Иногда звонит мама и спрашивает, в каком состоянии сахарница – вообще людей, особенно близких, очень интересует состояние нашего серебра. По выходным приходят друзья и внимательно рассматривают самые красивые предметы сервиза.

Некоторые предметы сервиза нам очень не нравятся, что мы случайно или не случайно где-нибудь их оставляем. Но через некоторое время вновь находим изрядно почерневшие предметы в темных углах и тратим много времени, чтобы привести их в порядок.

Чтобы упростить процесс чистки серебра, большинство людей объединяют свой сервиз с сервизом другого человека - обычно противоположного пола. Это очень ответственный шаг, перед которым принято очень долго выбирать сервиз будущего партнера, тщательно рассматривать его и представлять, как эти сервизы будут смотреться вместе. Сам процесс выбора и объединения сервизов кажется людям очень важным и они написали про это множество книг. И вот, когда сервизы объединены,  одному партнеру очень не нравится какой-нибудь предмет из сервиза другого, а тот, наоборот, очень им дорожит. Вспыхивает ссора, и посуда летит на пол. Хорошо, что серебро не бьется, хотя может и сломаться. В этом случае принято говорить: «Ты мне всю жизнь сломал(а)». Козел(Сука).

После рождения ребенка родители отдают ему самые ценные предметы, а потом, в течение всей жизни напоминают ему об этом: "Мы тебе самое лучшее отдали".

Раньше у людей был специальный день, полностью посвященный чистке серебра: у христиан - воскресенье, у иудеев – суббота, а у мусульман – пятница. За молитвой дело как-то спорилось, а к вечеру посмотришь на результат – и душа радуется.

за молитвой дело спорилось

Но в 20 веке все изменилось, может с экологией что-то случилось, но у многих людей серебро начало темнеть очень быстро. Хорошо, что гениальные изобретатели создали прекрасные моющие средства, которые с разной степенью эффективности очищают серебро. Одно из первых моющих средств называлось «психоанализ», потом появилось средство «гештальтерапия» и много-много других – всего более 400. Наука не стоит на месте, постоянно внося изменения в формулу моющих средств - тот же «Психоанализ» сегодня очищает серебро гораздо эффективней, чем в начале 20 века. Проба серебра отличается, и поэтому разным людям подходят разные чистящие средства. Работают они тоже по-разному, например, средством «психоанализ» по инструкции нужно чистить сервиз два-три раза в неделю в течение часа, на протяжении нескольких лет. Средство это дорогое - хорошие средства вообще стоят дорого, но за качество приходится платить. Но зато у тех, кто соблюдал инструкцию, через несколько лет сервизы начинают сверкать так, что позавидуешь.

Обычно блеск серебра хорошо отражается в глазах, поэтому по глазам человека можно довольно хорошо определить состояние его сервиза.

блеск серебра хорошо отражается в глазах

Некоторые люди забывают ухаживать за серебром, а когда спохватываются, требуются годы кропотливой аналитической работы, чтобы вернуть ему первоначальный блеск. У кого-то нет денег на моющие средства или не хватает времени на чистку, и их наборы становятся тусклыми. Вообще, очень мало людей, которые поддерживают свои сервизы в хорошем состоянии.

очень мало людей, которые поддерживают свои сервизы в хорошем состоянии
 

И вот за чисткой сервиза незаметно проходит вся жизнь, и с возрастом наборы становятся такими большими, сил остается так мало, что к концу жизни желание заниматься чисткой пропадает совсем. Поэтому когда человек умирает, его серебро нередко находится в плачевном состоянии. После этого родственники покойного в последний раз натирают сервиз, показывают его собравшимся на похороны, а потом бросают в могилу, но вдовы (или вдовцы) долгие годы хранят особенно ценные предметы, омывая их слезами и показывая близким.

вдовцы долгие годы хранят особенно ценные предметы

Самое интересное, что с давних времен на землю приходили люди, которые предлагали конкретные методы и говорили, что если применять эти методы и быть достаточно усердным, то можно однажды выйти из этой комнаты с серебром в мир. И некоторые люди, обладающие сильным доверием и усердием, применяли эти методы, и через некоторое время выходили в мир и становились полностью свободными. Никто из них не вернулся обратно. Этот момент в разных традициях называют по разному  – освобождением, потерей формы (эго или обусловленности).

освобождение

После того, как человек выходил из комнаты, он начинал говорить другим людям, что мир снаружи гораздо интересней и приглашал их выйти на улицу, забросив ежедневную чистку серебра. Но его обычно не понимали. Действительно, как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен и необъятен океан. А он так прекрасен.

как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен и необъятен океан. А он так прекрасен

Кстати, а в каком состоянии ваше серебро?

Эго

Проблема депрессии - это в первую очередь проблема Эго. Есть мнение, что существует некое «я», некое «эго». И именно эго, находясь в депрессии, считает себя плохим, слабым, неуверенным, и, конечно же, ему не нравится это состояние и оно вновь хочет вернуть себе утраченные позиции и снова стать сильным. И вот проходит какое-то время, и эго снова начинает раздуваться, и ему нравится это состояние, оно начинает думать, какое же оно большое и красивое. Но почему то проходит время, и Эго снова сдувается, как шарик. И этот процесс может продолжаться бесконечно.

Большинство психологических тренингов и методик направлены на то, чтобы сделать наше эго сильным, менее уязвимым при взаимодействии с миром и эго других людей. Обычно индивидуальная терапия, и тренинги работает с комплексом понятий, которые и формируют наше эго: «деньги», «взаимоотношения», «карьера», «секс» и пр… После прохождения этих тренингов возникающие проблемы обычно решаются более быстро и эффективно. Но какие проблемы могут быть, когда нет эго? Ведь если нет эго – то нет проблем. Когда исчезает концепция личного я, то некому становится страдать. Во внешнем мире всегда что-то происходит, но любой вашей реакции всегда присутствует некая оценка из Эго, и это оценка всегда двойственна -все есть или "хорошо", или "плохо" (применительно к данному конкретному Эго). Например, вы расстроились, что запачкали новый плащ, но сообщение о тысячах погибших в землетрясении в Китае оставило вас равнодушным. Почему? Да, потому что это вы считаете, что это «ваш» плащ, который надет на ваше тело, а вот тысячи погибших китайцев не вызовут никаких изменений в вашей жизни. Но в случае, когда вы теряете свое я, все в этом мире становится одновременно таким важным. И одновременно таким не важным !!! Противоположности сходятся в одной точке. И эта точка - Вы. Практика постепенно изменила мое представление об эго, и через некоторое я вдруг почувствовал, что тело не мое, у меня просто есть тело, и плащ не мой, он просто надет на тело, которое у меня есть. И почему моя депрессия должна меня доставать больше, чем землетрясение в Китае?

Основным стимулом, который заставлял меня делать практику – мне очень не нравилось то, как я себя проявляю, и мне очень хотелось стать другим. То есть у меня было эго, которое думало, что «оно такое», и оно хотело стать «не таким», просто избавиться от одних черт, и взамен приобрести другие. Но, по сути, какая разница – раньше было одно эго, теперь стало другое эго. Когда  я стал практиковать, то стал замечать, что практика не приводит к запланированным изменениям, что ожидания эго не оправдываются. Ведь любые ожидания - очень конкретны, а жизнь всегда шире любых ожиданий, она никогда не вписывается ни в какие рамки.

И конечно же - практики совершенно изменили отношение к моей депрессии. Раньше я думал примерно так: "Эндогенными депрессиями страдает всего лишь 1-3% людей в этом мире. Как же мне бедному не повезло, что я попал в столь малый процент. Вот многие люди же просто живут, совсем не зная о депрессиях. А я... Как же я страдаю. Какой же я несчастный. И что же мне делать дальше? У меня нет выхода". И эти мысли заполняли весь мой мир без остатка. Теперь же я вообще не думаю, но если определять это, то это бы звучало как-то так: "Жил был один чувак, у которого много лет были глубокие депрессии. Настолько глубокие, что он каждый раз с трудом выкарабкивался из очередной. Но только благодаря тому, что он прошел через все это, он смог создать проект, который помогает очень многим людям. И это здорово !!!" То есть получается, что оценка ситуации из Эго и со стороны - полностью противоположны. Из Эго она целиком и полностью негативная, а если смотреть со стороны - то все более чем замечательно.

Ну что, хватит теории. Давайте наконец-то перейдем к практике !!!

II.  Практика

Мы часто слышим слова: "Зачем ты страдаешь - все же так просто. Просто Будь, просто Живи, просто покойся в здесь и сейчас. Наслаждайся настоящим моментом, каждой секундой этой жизни. Просто будь осознан. Просто радуйся". Да, в теории такой подход звучит довольно убедительно. На практике же - совсем наоборот.  Для комфортного пребывания в здесь и сейчас ум должен быть заполнен положительными впечатлениями, в депрессии же их нет априори. И если человек в депрессии окажется полностью в здесь и сейчас, то столкнется с нелицеприятным содержимым бессознательного. "Что же в этом плохого?" - скажете вы, - "вот пусть и разбирается со своими отрицательными впечатлениями, а не убегает от реальности". Но дело в том, что для того чтобы разобраться с этим бессознательным материалом, нужно пространство у уме, некая дистанция, позволяющая взглянуть на него со стороны. Но в депрессии такого пространства в уме нет. Совсем.  К тому же, для работы над собой нужна какая-то энергия. А в депрессии энергия чаще всего полностью отсутствует.   Думаете почему некоторые люди в депрессии находят утешение в алкоголе? Или все дни напролет играют в компьютерные игры? Или смотря сериалы? Или спят весь день напролет? В этом нет ничего плохого - иногда это единственная возможность уйти от депрессивной реальности в другие миры, пусть и менее реальные.

И как же можно практиковать в таком состоянии? Вообще, раньше я думал, что медитация - это когда ты садишься в позу лотоса, закрываешь глаза и просто покоишься в здесь и сейчас, наблюдая за своим дыханием. Но оказалось, что это только один из видов медитации - медитация на сам ум. И для того, чтобы правильно медитировать на сам ум - ум должен быть подготовлен. Поскольку, если же вы попробуете медитировать таким образом без многолетней подготовки,  это будет чем угодно, но не медитацией. Вы будете просто сидеть. Или о чем-то думать. И, в конечном итоге, вам станет скучно и вы начнете засыпать.   Дело в том, что главное свойство ума - это восприятие, поэтому уму нужен некий объект для восприятия, направленность, концентрация, какая-то вкусная конфетка, желательно в красивой обертке. Иначе ему очень скоро станет скучно. И такие конфетки в разноцветных обертках в буддизме существуют. Это Будда-формы или по тибетски - Йидамы  (от тиб. и - ум, дам - связь), т.е. некие символические формы, которые отражают связь с различными совершенными качествами нашего ума. Конечно, наш ум, привыкший к аналогиям, может подумать, так это же как боги в индуизме или святые в христианстве. Возможно, какие-то аналогии провести можно, но, на мой взгляд, наиболее близкой параллелью в западной системе координат являются юнговские архетипы.

Например, это символ совершенного сочувствия, и медитация на эту форму развивает сочувственные качества нашего ума. Вибрация этой формы (мантра) является, наверное, самой известной мантрой в мире - Ом Мани Пеме Хунг (ну, или Ом Мани Падме Хум, в других школах).

Это символ совершенной мудрости - Манджушри, который в одной руке держит книгу - источник знаний, а в другой - меч, отсекающий неведение.

Конечно же, для западного человека, все эти формы поначалу выглядят весьма странно и экзотично.  С какой стати этот желтый мужик с мечом и книгой является совершенным символом мудрости, а белый мужик с цветком и четками - совершенным символом сочувствия? С чего бы это? Действительно, мы родились и росли в окружении других символов, и для нас непривычная символика сначала может не вписываться в привычную систему координат. Напротив, в странах с традиционной буддийской культурой эти символы являются само собой разумеющимися, и люди, рождаясь в окружении этих форм, впитывают их суть буквально с молоком матери. Тем не менее, для любознательных западных умов есть очень подробные объяснения. Действительно, цвет этих форм, положение рук, а также предметы, которые они держат в руках, имеют глубокое символическое значение, которое можно узнать в буддийских книгах, сайтах или получить подробные объяснения у учителей. Но самое главное - медитация на эти формы действительно работает.

В буддийских практиках в первую очередь говорится о работе с тремя нашими аспектами - телом, речью и умом. И при этом все три аспекта вовлечены в медитации - тело сидит в позе лотоса и перебирает четки, речь произносит мантру, а в уме мы представляем ту или иную будда-формы и каким-то образом взаимодействуем с ней. Сама медитация построена таким образом, что хотя бы один из наших аспектов все равно бы оставался в медитации. Например, если мы отвлеклись, и вместо будда-формы наш стал концентрироваться на приятных эротических фантазиях - не беда. Ведь наше тело по прежнему сидит в позе медитации, а речь повторяет мантру. Если мы отвлеклись еще больше и перестали повторять мантру - наше тело все равно остается в медитации. И когда мы снова становимся осознанны - мы возвращаем в медитацию и нашу речь, и наш ум.

Практики различных буддийских школ сильно отличаются друг от друга. Если говорить про школы тантрического тибетского буддизма, то до того, как приступить к медитации непосредственно на сам ум, практикующий делает так называемые предварительные практики (Нёндро). Нёндро занимают достаточно много времени - обычно несколько лет (хотя особо расслабленные буддисты могут растянуть это удовольствие на несколько жизней:). Люди, которые закончили Нёндро, говорят "Просто сделайте Нёндро, и у вас все будет работать как нужно". Могу сказать - эти слова  очень точно отражают реальность. Нёндро состоит из четырех упражнений, каждое из которых выполняется 111 111 раз. И первые три из них - это :

1. Простирания (практика, которая сможет привести в порядок ваше тело. Кстати, это любимая практика актера Стивена Сигала, который каждое утро посвящает ей 1-2 часа). Я также на протяжении десяти лет каждое утро начинаю с этой практики и считаю, что это лучший способ начать новый день. Это практика дает очень много энергии.

2. Медитация Алмазный Ум (позволяет очистить ум от большого количества отрицательных впечатлений. Во время медитации вы представляете, как через ваше тело протекает белый нектар, одновременно произнося стослоговую очищающую мантру)

3. Дарение Мандалы (Эта практика заполняет ум положительными впечатлениями - выполняется с рисом и специальным диском)

Эти очень мощные практики, которые работают следующим образом. С помощью простираний вы постепенно приводите в порядок свое физическое тело (впрочем, также как свои более тонкие тела ))). Затем, с помощью практики Алмазного Ума очищаете свой ум от большого количества отрицательных впечатлений. А поскольку на месте ушедших отрицательных впечатлений в уме появляется свободное пространство, последующая практика Дарения Мандалы  позволяет наполнить ваш ум положительными впечатлениями. Кроме того, в результате практик практикующий соединяется с внутренней мудростью и становится ужасно мудрым :)

Первая практика - Простирания (работа с телом)

В этой практике, вместе с определенной визуализацией и мантрой практикующий последовательно прикасается к трем центрам – лбу(центру тела), горлу (центру речи) и груди (центру ума), потом, скользя, вытягивается на на полу. И повторяет это 111 111 раз. Это довольно много. Так, если практиковать один час в день и делать за это время немногим более 300 простираний, можно сделать все простирания за один год. Но это если делать каждый день, и в реальной жизни такое получается далеко не всегда.

Начинать делать простирания было крайне тяжело. Поскольку мои депрессии продолжались, то очень трудно было найти физические и моральные силы для практики. Бывали дни, когда мне было  так плохо, я с большим трудом вставал, с не менее большим трудом делал простирания и потом снова ложился в постель. Возникали мысли, что «возможно это когда-нибудь изменит что-то в моем теле, но 111 111 это очень много, а я ведь сделал всего несколько тысяч». Но вспоминая, что путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, я продолжал. Да, изменения в теле происходили, но они происходили очень медленно. Во время и после практики в теле постоянно ощущался какой-то дискомфорт, постоянно что-то болело – таким образом работали очистительные механизмы. И это было странно. Ведь если рассматривать только физический аспект простираний - то, по сути, это очень простое физическое упражнение, в котором учувствуют несколько групп мышц. И обычно, при выполнении нового физического упражнения мышцы, непривычные к новой нагрузке, болят несколько дней (ну максимум, недель), но в моем случае они болели гораздо больше. Причем в разные периоды времени болели совершенно разные мышцы, части тела или внутренние органы. Но, понимая и принимая очистительный аспект простираний и доверяя самому методу, я продолжал работать со свои телом.

Многолетние депрессии не проходят бесследно. Они оставляют следы в виде депрессивного негативного мышления, многочисленных блоков и зажимов в теле. Во время депрессий  бывали дни или даже недели, когда я не мог встать из постели – просто не было ни физических ни моральных сил. Конечно, человек, не знакомый с состоянием депрессии, может назвать это ленью, слабоволием, но это нет так. В состоянии глубокой депрессии понятие "воля" отсутствует как класс. Тело было очень тяжелым, усталым, безвольным, и я не мог назвать себя хозяином своего тела. Скорее, наоборот - мое тело диктовало условия, особенно по утрам.

Понимание того, что в теле произошли определенные изменения, пришло тогда когда я сделал треть простираний. Итак, типичная ситуация, рано утром звонит будильник, и в уме запускается привычная программа: «ууу, на улице еще темно, как спать хочется, посплю-ка я еще, а простирания сделаю вечером». Тем не менее, я встаю, хотя мой ум спит, и приступаю к простираниям. И вдруг я понимаю, что произошли изменения - тело делает простирания с совсем несвойственной ему легкостью, быстро скользя по полу. Тело уже не такое, оно изменилось. Вау !!! И тут ум тоже присыпается и все становится хорошо.

Если у вас были депрессии, то наверняка вам знаком один из телесных депрессивных симптомов - постоянный ком в груди. В моем случае во время депрессии это ощущение было настолько сильным, что я клал на грудь горячую соль, бил в грудь ребром ладони, поскольку ощущение в груди было просто невыносимым. Делая простирания, я наблюдал, как ощущения в груди постепенно меняются. И за несколько лет практики они постепенно (нет, не уменьшились), а полностью исчезли. И хотя депрессия еще проявлялась в уме, но в теле она практически полностью исчезла.

Мне настолько понравилась эта практика, что перейдя к следующим практикам, я продолжаю каждое утро делать простирания, и сейчас сделал уже порядка 500 000.

Вторая практика - Алмазный Ум (очищение ума от отрицательных впечатлений)

Вторая практика называется Алмазный Ум. Она лишена динамики первой практики и выполняется в позе медитации. Тем не менее, в уме динамики более чем достаточно - во время практики вы представляется над своей головой белую Будда-форму - Алмазный Ум, из большого пальца ноги которого которого течет белый очистительный нектар. И в этой время вы произносите стослоговую очищающую мантру. Ее также нужно произнести 111 111 раз.

Особых ощущений во время практики у меня не возникало, но зато довольно сильно проявлялся очистительный аспект практики. На следующий день меня довольно сильно колбасило, и утром под глазами были черные круги - словно вчера вечером я произнес не 500 очищающих мантр, а выпил как минимум 500 грамм водки. Эта практика очищает тело, речь и ум от негативных впечатлений, которые были накоплены за эту и множество предыдущих жизней. На самом деле, отрицательных впечатлений в уме довольно много - ведь мы накапливали их в течении бесчисленного количества жизней. Поэтому, если вы начнете делать эту практику, возможно вас удивит, насколько их все таки много.

Третья практика - Дарение Мандалы (заполнение ума положительными впечатлениями)

 

Во время следующей практики практикующий представляя себя Властлелином Вселенной - а как вы понимаете у Властелина Вселенной есть абсолютно все. На специальном медном диске он строит символическую модель Вселенной и дарит ее пространству.  Одновременно он представляет в уме все что он считает ценным в этом мире (прекрасных женщин (или мужчин), деньги, драгоценности, качества ума и тела и т.д) умножает это в мириады раз и дарит, дарит и еще раз дарит пространству. Это есть проявления щедрости. И однажды разница между дарителем и принимающим, субъектом и объектом исчезает. Причем - это не умствование, а переживание и практикующий понимает, что на самом деле все богатства, которые он дарил пространству уже есть у него. И они проявляются в его уме и в теле. А моем случае - это проявилось именно так. В моей жизни однажды появилось то, чего я раньше не имел - прекрасные женщины, деньги, квартира, машина, прекрасные люди с прекрасными качествами. Также появились качества ума, которых раньше у меня не было (вернее я считал, что их не было - поскольку в уме каждого из нас изначально есть все). Все это начало проявляться в моем уме. И это было замечательно

На самом деле, если опустить скучные технические подробности, описанные выше, то последовательность практик можно описать притчей. Устраивайтесь поудобнее, а я расскажу вам

Притчу про бочки. И

Притча про бочки

Людям почему-то кажется, что они рождаются из утробы матери, потом живут в своем теле, и, наконец, умирают. Но если посмотреть на этот процесс не из мира людей, то рождение, жизнь и смерть будут выглядеть совсем по-другому.

На Земле есть огромная фабрика, на которой делают бочки разного размера и качества. После рождения тело маленького человека кладут в такую бочку, заливают бетоном и закрывают крышкой. Раньше, как и везде в мире, порядка на фабрике было больше, поэтому стандарты к бочкам были гораздо строже. В соответствии с типом бочки, человек всю жизнь причислялся к определенной касте. Ну. это было на Востоке, а на Западе были классы.

И То, что человек воспринимает как первый удар акушера по своей маленькой розовой заднице - на самом деле просто первый толчок, которым бочку отправляют в длительное путешествие. По пути бочку ждут другие толчки и удары, которые люди так и называют – «удары судьбы», меняющие скорость и направление движения бочки. Многие даже не догадываются о том, что там, в мире, за толстыми стенами бочки происходят удивительные вещи - живут разнообразные и удивительные существа, рождаются и умирают целые миры. Хотя некоторым людям достаются бочки с дефектом, и они сквозь маленькие дырочки видят мир снаружи. А потом рассказывают другим про ангелов, демонов, эльфов, богов и прочих демиургов. Вообще, те, кого мы называем великими и гениальными людьми, на самом деле получают при рождении бочки с дефектами. У кого-то стенки с дырками и щелями, у кого-то бетон не такой густой.

Стенки бочки и бетон надежно предохраняют человека от внешних воздействий, но, с другой стороны, они предохраняют и от соприкосновения с другими людьми и миром. И то, что люди называют близкими отношениями, объятиями, сексом – не более чем соприкосновение двух тел через толстый слой бетона. Если бы люди знали, какой может быть НАСТОЯЩАЯ близость. Какой может быть НАСТОЯЩАЯ жизнь. Но люди не знают, и называют свое бытие «объективной реальностью, данной нам в ощущениях». И это очень правильное определение. Для взгляда из бочки. И вот катится эта бочка до тех пор, пока в силу обстоятельств не остановится. Люди называют это "смерть".

Люди называют это смерть

Но в жизни некоторых людей случаются удивительные вещи - они встречаются с Дхармой, становятся буддистами и приступают к основополагающим упражнениям. Обычно буддист начинает с простираний, и постепенно в его теле начинают происходить определенные изменения. Когда он заканчивает простирания, то понимает, что его тело начинает двигаться по-настоящему. Вернее, это до простираний он считал, что он - это тело. Сейчас же он знает, что у него просто ЕСТЬ тело. Которое очень многое может. Вообще, многие люди считают, что у них очень послушное тело, но смешно сравнивать возможности тела человека, закончившего простирания, с возможностями тела обычного человека, замурованного в бетон.

Затем он переходит к практике Алмазного Ума, и в его руке появляется маленький совок, которым он постепенно начинает очищать пространство внутри бочки. Вообще этот совок всегда лежал в бочке, но для человека, который не сделал хотя бы треть простираний, он кажется слишком тяжелым. Поскольку бетон полностью заполняет бочку, то вначале результатов чистки не видно – как-никак, амплитуда движений совка очень маленькая, но затем, по мере очищения, появляется все больше пространства, и человек может свободно двигать рукой, освобождая для себя новое пространство. И вот, наконец, человек вычищает из бочки весь бетон. И тогда он видит, что у него появилось очень много нового пространства для жизни.

Теперь в бочке становится просторно, и он переходит к третьей практике – дарению Мандалы, заполняя пространство внутри бочки прекрасными вещами, и в бочке становится очень уютно. И просто здорово.

После чего человек проделывает в стенах своей бочки щели. А некоторые  даже прорубают окна. И в бочке становится очень светло и солнечно. И после этого человек рано или поздно понимает, что больше нет необходимости находиться в бочке, которая катится под действием внешних сил. И когда он понимает, что бочки на самом деле не существует, она исчезает. А вместе с ней исчезает граница между человеком и миром. Который так прекрасен. После этого человек подходит к другим бочкам и начинает стучать по ним, пытаясь объяснить, что происходит снаружи. Но его обычно не слышат, или не понимают. И сами подумайте, как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен Океан? А ведь он так прекрасен.

 

как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен Океан?

 

Неличностное восприятие депрессии

Во время практик постепенно стали происходить изменения в восприятии мира, и я перестал относиться ко всему что происходит в пространстве моего ума так личностно, как раньше. Чтобы было более понятно это "личносто-неличностно" по отношению к депрессии – представьте две ситуации:

В первом случае - Депрессия у Вас

Во втором - вы живете с человеком, у которого депрессия.

Согласитесь – ситуации разные. Если депрессия у вас, то она становится вашим миром полностью 24 часа, в течении многих дней. Если же вы находитесь рядом с человеком в депрессии, то,  конечно же, его депрессия тоже влияет на вас, но не так сильно. Так вот, через несколько лет моей практики, восприятие моей депрессии очень напоминало вторую ситуацию - депрессия была у человека, с которым мне приходится находиться 24 часа в сутки на протяжении многих дней. Да, это тяжело, а иногда даже почти невыносимо, но есть одно отличие от того, что было раньше. Раньше наступление депрессии было крахом всего, она заполняло все пространство моего ума. Но благодаря практикам в моем уме появляется свободное пространство, и я смог хотя бы иногда наблюдать за эти состоянием со стороны. За тем, как мой ум находится в состоянии депрессии, как мое я страдает, как возникают депрессивные тяжелые мысли. Но мое истинное Я понимает,  что страдаю не я - это просто состояние в моем уме, которое продлится какое то время, а затем его сменит другое состояние. Облака и грозовые тучи  бегут по небу, и иногда даже закрывают его сияние, но они не меняют прекрасной лазурной чистоты Неба. Благодаря этому пониманию, я стал гораздо меньше привязываюсь к этому состоянию.

Это относится не только к душевным страданиям, но и к страданиям физическим. Например, если раньше у меня возникала сильная зубная боль, то она заполняла все пространство и я терял осознанность, то есть боль была настолько сильной, что она заслоняла все и вся. Теперь же бывают моменты осознанности, когда я просто наблюдаю, как боль в теле становится сильной, потом очень сильной, потом голова словно взрывается... Но я присутствую в этом, не отождествляясь с болью, а просто наблюдая за эти процессом со стороны, и это довольно интересно, при этом боль не становится чем то "плохим", а просто - это одно из свойств тела испытывать определенные ощущения, которые люди называют словом "боль". Но я при этом не страдаю, страдает тело. Но я ведь не являюсь своим телом.

Медитация и успокоение ума

Представьте себе жизнь человека до наступления эры научно-технического прогресса. В то время люди нередко проводили практически всю жизнь в одном городе, а если и переезжали в другой город, это делали это очень неспешно (путь из Сибири в Москву занимал много месяцев) - то есть по сути люди каждый день видели одни и те же картинки. Сегодня, переключая каналы телевизора вы можете мгновенно переноситься из одной страны в другую, и за несколько часов помещаете в свой ум столько картинок, сколько человек прошлого не видел за всю свою жизнь. Раньше человек общался с тесным кругом людей (обычно, не более нескольких десятков человек). Сегодня, благодаря современным средствам связи этот круг стал гораздо шире - сколько у вас человек в адресной сотового, друзей вконтакте, в скайпе? Раньше, небольшую порцию новостях люди чаще всего узнавали из вечерней газеты, сегодня благодаря ТВ, радио, интернету новостей стало в тысячи раз больше. Причем, очень редко эти новости оставляют положительные впечатления в вашем уме, обычно - это негативные впечатления (происшествия, криминал и пр) - и это естественно, ведь через страх людьми гораздо проще манипулировать. Именно по этой причине - у меня много-много лет нет телевизора.

В итоге, вся накопленная за день информация - картинки (попавшие в вашу голову во время переключения каналов ТВ, серфинга по Сети, мелькание рекламных щитов во время передвижения по городу), тысячи новостей, сотни реальных и виртуальных контактов с другими людьми никуда не исчезают, а оседают в вашем уме. Но ум человека остался прежним, и он просто не в состоянии переварить такое огромное количество информации, и в результате становится очень беспокойным и не может сосредоточиться на самых важных вещах.

На тибетском слово "медитация" дословно означат "привыкание" - то есть привыкание к естественному состоянию ума, когда ум не мечется в хаотичном потоке мыслей и эмоций, а просто покоится сам в себе. Медитируя, буддисты постепенно привыкают видеть вещи и явления не через призму многочисленных оценок и концепций, а такими, какие они есть на самом деле. "Но какими?" - спросите Вы. Попытки ответить на этот вопрос с помощью слов могут привести к созданию очередной концепции. Поэтому ответ на этот вопрос - вне слов и концепций. Он - внутри. Ведь буддист (на тибетском - "нангпа") буквально означает "тот, кто внутри

Медитация на объект развивает свойство ума концентрироваться на определенном аспекте. При этом  вы покоетесь в потоке Жизни, но и умеете мгновенно выделять из этого потока самое главное. У великих практикующих концентрация достигает небывалой силы. Приведу пример - однажды мой учитель лама Оле Нидал встречался с Делай Ламой и протянул ему свои четки для благословления.  Далай Лама взял четки и сказал, что хорошо помнит эти четки, поскольку однажды уже благословлял их. С учетом того, что Далай-ламе каждый день протягивают тысячи четок для благословления и то, что буддийские четки не так сильно отличаются друг от друга (это такая ниточка со 108 бусинами:) - это повод задуматься ( вернее - помедитировать )))))

буддийские четки

N.B. Самое главное !!!

Допустим, эта статья вызвала у вас внутренний отклик, и у вас возникло желание практиковать. Вы посмотрели, как делать простирания на youtube, нашли какие-то тексты, и приступили к практике - но, к сожалению, должен вас разочаровать - в этом случае ваша практика будет просто обычным физическим упражнением. Не более того. Вы можете делать ее в течении всей жизни, но результаты будут минимальными. Почему? Кроме внешнего уровня каждая практика имеет внутренний и тайные уровни, которые на самом деле - гораздо более глубокие и важные. Эти уровни невозможно передать с помощью слов. Они передаются напрямую - от Сердца к Сердцу. Для передачи этих уровней вам понадобится найти своего учителя - в буддистской традиции его называют Ламой. У настоящего учителя отсутствует Эго, поэтому его Ум становится идеальным Зеркалом для Ума Ученика, в противном случае - его Эго будет решать свои собственные проблемы за счет других, прикрываясь ветхими одеждами псевдодуховности. Найти своего учителя довольно не просто, но без этого, повторюсь, ваши практики, будут обычным физическим упражнением. Учитель в первую очередь дает - Благословение, Методы и Защиту.

Благословение - это энергия вдохновения, именно благодаря благословению вы сможете практиковать даже в периоды кризисов, которые, несомненно будут. Благословение, как некий огонек впереди, который дает свет, даже когда вокруг полная тьма, и именно благодаря этому огоньку вы можете двигаться дальше во тьме в правильном направлении.

Методы - учитель передает вам методы, как когда-то передавал Будда своим ученикам. Без подробных разъяснений, довольно легко наделать много ошибок и пойти не в том направлении.

Защита, которая очень важна в любой практике. Дело в том, что методы тантрического буддизма - это довольно-таки мощные методы, которые позволяют за короткое время достигнуть впечатляющих результатов.  Это зашита от мешающих чувств, внешних и внутренних препятствий, которые, конечно же будут возникать во время практики. И, конечно же, будет возникать сопротивление. Да, кстати о сопротивлении...

Сопротивление и Очистительный аспект практик (не готово)

Если вы начинаете практиковать, то на вашем Пути начинает возникать множество препятствий - как внешних, так и внутренних. И внешние препятствия скорее всего проявятся через ваших близких, друзей, которые будут осознанно или неосознанно мешать вам, нередко проявляя недюжинную изобретательность. Почему? Да потому что на самом-то деле они очень не хотят чтобы вы менялись. Какой бы вы ни были на данный момент - но именно такого, со всеми вашими заморочками вас любят и принимают. А Если вы вдруг начнете меняться, то людям, которые общаются с вами, тоже придется меняться. А люди на самом деле, очень не любят меняться. Хотя на словах многие люди очень много говорят об изменениях, духовности и т.д, но чаще всего - только на словах. Настоящие  практики практикуют, а не говорят - ибо "знающий не говорит, говорящий не знает". Конечно, вы услышите о своих практиках много "хороших" слов. В лучшем случае, вам будут говорить, что буддизм - это секта, что это небогоугодно, антинаучно, что вы занимаетесь ерундой, что раньше вы были нормальным, а сейчас ведете себя очень-очень странно, что для русской ментальности будийские практики (в отличии от водки))) очень вредны и т.д. и т.п. Просто будьте готовы к этому. Именно так проявляется сопротивление.

Также сопротивление будет выражаться в том, что у вас вдруг не сработает будильник, и вы проспите и пропустите свою практику. У вас вдруг появится множество "неотложных" дел, которые нужно сделать, именно сейчас. И разобравшись с "неотложными" делами  вы поймете, что ни сил, ни времени на практику у вас уже не остается, и вам пора спать.

Мне также приходилось не раз слышать от практикующих утверждение, что "до того, как я практиковал, все было более менее нормально, а потом начался полный пипец". Именно так все и происходит )))

И напоследок

Прочитав эту статью, вы возможно подумаете, если буддизм предлагает настолько конкретные и эффективные методы выхода из депрессии, то почему тогда люди не используют эти методы?

Может быть ответом на этот вопрос могут послужить результаты одного опроса, проведенного не так давно в США, что считать самым большим открытием прошедшего века. На первом месте оказалась вовсе не теория относительности, и не Интернет, а маленькая капсула Прозака.

А что бы выбрали вы: ежедневно заниматься практиками, зная, что изменения наступят через несколько лет, и тратить на это, допустим, полчаса в день. Или же принимать антидепрессанты, которые облегчат ваше состояние уже через две недели, а ежедневные временные затраты сократятся всего до нескольких секунд.

Я попробовал оба пути – сначала я шел по пути, который предлагает традиционная медицина на протяжении тринадцати лет, перепробовав множество методов из арсенала традиционной и нетрадиционной медицины. Все методы, так или иначе на какое-то время меняли внутреннее состояние, но депрессии продолжались. Затем я  стал практиковать. И именно благодаря практике я полностью избавился от депресии.  Я практикую уже более десяти лет, и знаете, наверное мне очень нравится этот путь. Я продолжаю идти. Наверное, можно написать еще много слов на тему: "Депрессия и буддизм". Но, что касается вас, то слова, которые вы только что прочитали мало что изменят, ведь жизнь меняют конкретные действия, не теория, а практика. А что касается меня, то мне пора медитировать.

 
 
     
1. состояние lossofsoul » 2. состояние cмерть » 3. состояние депрессия » 4. состояние стресс » 5. состояние жизнь » 6. Жизнь как Творчество » проект о Жизни вконтакте »

Идея, воплощение - Александр Авраменко 

Copyright © lossofsoul.com - Проект о Жизни 2002-2016

Рейтинг@Mail.ru

  О проекте    Карта проекта    Музыка проекта    Мы вконтакте    Реклама на проекте    Клубы поддержки    Гостевая    Обратная связь    Статистика    Помощь проекту 

вверх